Александр Городецкий

Сегодня продукты компании Lira Land известны каждому специалисту. Для многих Лира уже является нарицательным ПО при проведении расчетов для конструкторов. Но никто не расскажет о продукте и истории, как все начиналось лучше, чем автор программы. На наши вопросы любезно ответил Александр Сергеевич Городецкий, академик Российской академии архитектуры и строительных наук, доктор технических наук, профессор.

Александр Сергеевич, как возникла идея создать программу “прародителя”  Лиры? Долго ли велись подготовительные работы? Это была чья-то инициатива или плановая задача?

История создания программных комплексов семейства ЛИРА берет свое начало в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов прошлого столетия. Тогда только-только открылся доступ к компьютерам, в то время они назывались ЭВМ (электронно-вычислительные машины). Очень распространенными были диспуты: ЭВМ это большие арифмометры или они открывают другие, в то время казавшиеся очень смутными, перспективы. Сейчас с вершины прошедших лет, все это кажется очень наивным. Первыми, кто почувствовал перспективы использования ЭВМ в строительной отрасли, были инженеры-конструкторы, которые всегда страдали от необходимости большого количества вычислений. 

Первую программу, которую можно считать родоначальницей программных комплексов семейства ЛИРА, я разработал в середине шестидесятых годов практически единолично. Толчком для создания такой программы (она получила название “МОДЕЛЬ”) послужил заказ, сделанный в 1963 г. нашей группе Московским институтом «Гипротеатр» на расчет большепролетного покрытия киноконцертного зала в виде висячей железобетонной оболочки. Даже сейчас такая задача является сверхсложной, так как оболочку необходимо рассчитывать в физически и геометрически нелинейной постановке. Расчет выявил ряд интересных и неожиданных эффектов и продемонстрировал мощь будущих новых технологий.

С чего и как началась разработка первой программы? Большая ли команда трудилась над разработкой? 

Разработка первой программы “МОДЕЛЬ” велась не на пустом месте. Группой, где я работал в институте «КиевЗНИИэп», руководили замечательные инженеры-ученые Л.Г. Дмитриев и П.М. Сосис – ярые поклонники алгоритмизации расчетов. В Московском институте «Гипротис» замечательными инженерами Р.А. Резниковым, Л.С. Якобсоном, В.С. Лавитманом в начале шестидесятых годов были созданы программы «СИДР» и «МАРСС». К сожалению, эти программы были ориентированы на методы строительной механики, приспособленные для ручного счета, поэтому дальнейшего развития не имели. Нужны были новые подходы. 

Конкретно ответить на вопрос с чего началась разработка, трудно. Это было веяние времени. С одной стороны появились новые технические средства, с другой стороны был мощный запрос от инженеров-расчетчиков. Вначале, как я уже говорил, первые программы создавались мной. С конца шестидесятых годов команда разработчиков состояла из 3 – 5 специалистов. Были созданы программы “ЭКСПРЕСС” и “МИРАЖ”, где впервые был реализован метод конечных элементов. 

Популярность этих программ требовала автоматизации все большего круга проектно-расчетных этапов. С середины семидесятых годов над программой уже работал большой коллектив. Сейчас в команде разработчиков трудится более сорока квалифицированных специалистов.

Какую дату можно считать официальным днем Рождения ЛИРы?

Я бы дату рождения ЛИРЫ назвал 10 – 14 декабря 1963 года, когда на конференции в Ленинграде «ЭЦВМ в строительной механике» мной был сделан доклад, в котором были сформулированы основные принципы программных комплексов для расчета конструкций: реализация метода перемещений; непосредственная дискретизация расчетных схем (тогда на основе стержневых аппроксимаций, сейчас – это метод конечных элементов); решение нелинейных задач на основе шаговых методов. Сейчас эти принципы лежат в основе практически всех программных комплексов.

Как проявилось название ЛИРА? С чем связано? Расшифровывается как-либо?

За свою долгую историю программные комплексы семейства ЛИРА несколько раз меняли свое название. Вначале это были “МОДЕЛЬ”, “РПСС”, “ЭКСПРЕСС”, “МИРАЖ”, “СУПЕР”. С середины семидесятых годов (тогда это был уже программный комплекс) получил название ЛИРА. Определенная расшифровка есть это – ЛИнейные РАсчеты, хотя это не совсем соответствует действительности, так как все программные комплексы семейства ЛИРА с самого начала были ориентированы на расчеты конструкций, как в линейной, так и в нелинейной постановке. Сейчас программный комплекс имеет название ЛИРА-САПР, этим подчеркивается ориентация на BIM технологии.

Сегодня много говорят о внедрении Информационного моделирования (BIM). Продукт вашей команды - “САПФИР” наращивает свой функционал и, по всей видимости, большинство задач информационного моделирования марки АР и КЖ уже способен выполнять. Планируется ли дальнейшее развитие в направлении управления проектами и стоимостью? 

Одно из наших приоритетных направлений – это ориентация на BIM технологии. Продукт нашей компании “САПФИР” все время наращивает свои функциональные возможности, в том числе в области связи со сметными программами, связи с программами по управлению строительством.

Каким способом удалось провести компанию через “лихие девяностые” и стать одним из лидеров рынка?

В «лихие девяностые» нам удалось сохранить основной интеллектуальный потенциал компании благодаря сотрудничеству с Западными компаниями. Особенно удачным было сотрудничество с фирмой «ROBOBAT», которая успешно продвигала во Франции нашу программу “МОНОМАХ”.

От первоначальной команды несколько раз отделялись самостоятельные проекты и начинали выпуск программного обеспечения. Как вы к этому относитесь? Есть ли какие-то партнерские отношения с этими компаниями?

Каждый успешный проект, как правило, провоцирует возникновение внутри коллектива амбициозных персон, которые считают, что могут самостоятельно вести подобные разработки. Тем более, что начинать дело с «нуля» не надо. Можно просто несанкционированно забрать последнюю версию разработки и с ней выходить на рынок. За рубежом имеется целая система борьбы с такими проявлениями, но это требует больших ресурсов, которых у нас нет. Партнерских отношений с этими компаниями у нас нет, тем более, что зачастую они применяют недобросовестную конкуренцию.

В первой половине двухтысячных, на одном из семинаров в Москве, вы рассказывали о такой возможности как “удаленном решателе” для больших задач в Лире. Т.е. когда есть какая-то задача с огромным количеством уравнений, которую можно загрузить на сервер Лиры и потом получить результат. Это ведь тогда еще был шаг к модным сейчас “облачным технологиям”. Сегодня ведется работа в развитие облачных решений для архитекторов и инженеров?

У нас было много попыток организации решения задач в режиме online. Еще в 2007 году была разработана версия ЛИРЫ – LIRA online. По разным причинам эти попытки не нашли ожидаемого отзыва в среде проектировщиков. Но мы продолжаем работу в этом направлении. Надеюсь, что на основе «облачных технологий» очередная попытка будет успешной.

Поколение людей, рожденных в 80-х и 90-х годах, стремится делать какие-то дизайнерские вещи, создавать бизнесы в сфере B2C, зарабатывать на бирже... Как обстоят дела с молодыми специалистами в области строительной механики в вашей компании? Ведут ли они исследования, создают публикации?

Программные комплексы семейства ЛИРА – это очень наукоемкие продукты. Здесь реализуются методы математической физики, строительной механики, сопромата, аналитической геометрии, методы расчета стальных и железобетонных конструкций, нормативы различных стран, в первую очередь – России. Наша команда – это сплав опытных ученых-проектировщиков и молодых специалистов, преданных науке, которых работа в других модных сферах не прельщает. Ежегодно публикуется много статей и одна-две монографии, в той или иной степени связанных с работой над ПК ЛИРА-САПР. В прошлом году состоялась успешная защита кандидатской диссертации, в этом году планируется защита докторской диссертации.

Наверное, еще с момента появления персональных компьютеров программисты в области строительного проектирования предполагали появление в скором времени некой условной кнопки, которая будет решать за инженеров все задачи и формировать проектную документацию.

Как вы считаете, долго ли осталось ждать программу с такой кнопкой?

Проектирование строительных объектов – это творческая работа. Конечно, здесь есть рутинная составляющая и четкой границы между творческой и рутинной частью не существует. Компьютерам поручается выполнять рутинную часть проектирования. Творческая часть всегда остается за человеком. Поэтому ожидание такой кнопки дело эфемерное.

Понравился блог? Подписывайтесь на рассылку!

Оставить комментарий

Что бы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.